Ежегодно осенью в нашей стране проходит прививочная кампания против гриппа. Несмотря на это, вопросов о вакцинации меньше не становится. В этой статье отвечаем на самые популярные.
Зачем прививаться от гриппа?
Грипп – это не просто острая вирусная респираторная инфекция. Грипп очень заразен, способен к молниеносному и массовому распространению, протекает тяжелее остальных вирусных респираторных инфекций и имеет наибольшее число осложнений.
Самое частое – пневмония, которая нередко сопровождается острой дыхательной недостаточностью и в 40% случаев заканчивается летальным исходом, даже при проведении своевременного квалифицированного лечения.
Почему нужно прививаться от гриппа каждый год?
Вирус гриппа постоянно мутирует, поэтому каждый год состав вакцины корректируется до начала предстоящего эпидемического сезона.
Когда делать прививку от гриппа?
Сезонный подъем гриппа начинается в ноябре-декабре, поэтому лучше всего привиться в сентябре – октябре, чтобы к подъему заболеваемости иммунитет уже сформировался.
Где делаются прививки против гриппа?
Детям вакцинацию проводят в школе и в детском саду, если ребенок не посещает образовательное учреждение, можно обратиться в поликлинику.
Взрослые могут сделать прививку в поликлинике, либо в специальных мобильных прививочных пунктах, которые дополнительно устанавливаются в период массовой вакцинации.
Какими бывают вакцины от гриппа?
Современные вакцины бывают трёх- и четырёхвалентными. В состав первых входит три штамма гриппа (два типа A и один B), а вторые содержат сразу четыре вида (по два типа A и B).
Четырехвалентные вакцины считаются более эффективными, так как защищают от большего количества штаммов вируса.
Можно ли заболеть гриппом после прививки?
Такое возможно, но благодаря вакцинации заболевание будет протекать в легкой форме, риск развития осложнений будет минимальным, а выздоровление наступит быстрее.
Кому важно сделать прививку от гриппа в первую очередь?
Грипп тяжелее всего переносят дети, пожилые, беременные женщины и лица с ослабленным иммунитетом, а также люди с тяжёлыми хроническими заболеваниями. Все эти состояния входят в группу риска тяжелого течения гриппа с развитием осложнений.
Будьте здоровы!
11 сентября на VII Восточном экономическом форуме, руководитель Службы Анна Попова открыла всероссийскую кампанию по вакцинации против гриппа. Мероприятие прошло на стенде Роспотребнадзора на ВЭФ-2023.
“Сегодня на стенде Роспотребнадзора мы объявляем старт прививочной кампании от гриппа для всей нашей дорогой, прекрасной страны и ее жителей”, – сказала глава Роспотребнадзора.
В этом году в противогриппозной вакцине заменен один компонент для варианта гриппа H1N1. Антигены вирусов гриппа А(H3N2) и вирусов гриппа остались прежними.
Руководитель Роспотребнадзора отметила, что на сегодняшний день вакцина от гриппа уже доставлена в регионы России, а готовность к прививочной кампании достаточно высокая.
Кроме этого, в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации в этом году, как и ранее, необходимо привить не менее 60% совокупного населения РФ и 75% от групп риска. К группам риска относятся работники медицинской и образовательной отраслей, пожилые люди, граждане с ослабленным иммунитетом и хроническими заболеваниями, а также маленькие дети.
Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника.
Правильно организованный режим дня школьника влияет на состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
Организм ребенка для своего роста и развития нуждается в определенных условиях, так как его жизнь находится в теснейшей связи с окружающей средой, в единстве с ней. Внешняя среда включает в себя естественные факторы природы, такие, как свет, воздух, вода, и социально-бытовые факторы — жилище, питание, условия занятий в школе и дома, отдых. Неблагоприятные изменения во внешней среде приводят к заболеваниям, отставанию физического развития, снижению работоспособности и успеваемости школьника. Следует правильно организовать условия, в которых школьник готовит домашние задания, отдыхает, питается, спит так, чтобы обеспечить наилучшее осуществление данной деятельности или отдыха.
Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:
Правильное питание.
В режиме дня должно быть организовано питание не менее 4-5 раз в день с интервалами между приемами пищи не более 3,5-4 часов. Рацион должен быть сбалансирован по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.
Организация сна. При этом должно быть определено точное время подъема и отхода ко сну. При организации сна необходимо учитывать возрастные нормы суточной потребности детей во сне: для детей 6-7 лет – 11 часов, 8-9 лет – 11-10,5 часов, 10 лет – 10,5-10 часов, 11-12 лет – 10-9 часов, 13-14 лет – 9,5-9 часов, 15 лет и старше – 9-8,5 часов. Подъем детей после ночного сна рекомендуется проводить не ранее 7 часов утра. Отход ко сну детям младшего школьного возраста рекомендуется организовать не позднее 21-00 ч., детям среднего и старшего школьного возраста в 22.00 – 22.30 ч.
Личная гигиена и утренняя гимнастика.
После ночного сна в режиме дня должна быть предусмотрена утренняя зарядка продолжительностью не менее 15 минут. Личная гигиена детей должна включать в себя утренний и вечерний туалет (в том числе чистка зубов), мытье рук перед едой и по мере необходимости. Утренний туалет в режиме дня предусматривается не менее 20 минут, который рекомендуется совмещать с закаливающими процедурами. Не реже 1 раза в 7 дней организуется купание детей с проведением гигиенических процедур.
Приготовление домашних заданий.
Для обучающихся затраты времени на подготовку уроков не должны превышать (в астрономических часах): во 2 – 3 классах – 1,5 часа, в 4 – 5 классах – 2 часа, в 6 – 8 классах – 2,5 часа, в 9 – 11 классах – до 3,5 часа. Между учебными занятиями и началом приготовления домашнего задания должен быть предусмотрен перерыв 2-2,5 часа для отдыха, прогулки. Обучение в 1-м классе проводится без домашних заданий.
Отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
В режиме дня двигательная активность должна составлять для младших школьников – до 50% дневного времени, а для старших школьников – до 30%.
Использование технических средств обучения
В качестве мер профилактики рекомендуется рациональное дозирование времени работы с электронными средствами обучения и гаджетами (ЭСО). Рекомендуется также ежедневное выполнение гимнастики для глаз, оборудование рабочего места ученика оптимальными условиями для выполнения зрительной работы – это удобное рабочее место, левостороннее освещение, расстояние от монитора до органа зрения не менее 70 см, от рабочей поверхности до органа зрения не менее 25 см.
При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих её фиксацию в тетрадях обучающихся, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет – 5-7 минут, для учащихся 1-4- х классов – 10 минут, для 5-9- х классов – 15 минут.
Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать:
– для интерактивной доски – для 1-3 классов – 20 минут, для 4-11 классов – 30 минут;
– для интерактивной панели – для 1-3 классов – 10 минут, для 4 класса – 15 минут, для 5-6 классов – 20 минут, а для 7-11 классов – 25 минут;
– для персонального компьютера и ноутбука – для 1-2 классов – 20 минут, для 3-4 классов – 25 минут, для 5-9 классов – 30 минут, а для 10-11 классов – 35 минут;
– для планшета – для 1-2 классов – 10 минут, для 3-4 классов – 15 минут, для 5-9 классов – 20 минут, а для 10-11 классов – 20 минут.
Суммарная ежедневная продолжительность использования ЭСО в школе и дома не должна превышать:
– для интерактивной доски – для 1-3 классов – 80 минут, для 4 класса – 90 минут, для 5-9 классов – 100 минут, для 10-11 классов – 120 минут;
– для интерактивной панели – для 1-3 классов – 30 минут, для 4 класса – 45 минут, для 5-6 классов – 80 минут, а для 7-11 классов – 100 минут;
– для персонального компьютера и ноутбука – для 1-2 классов – 40 минут в школе и 80 минут дома, для 3-4 классов – 50 минут в школе и 90 минут дома, для 5-9 классов – 60 минут в школе и 120 минут дома, а для 10-11 классов – 70 минут в школе и 170 минут дома;
– для планшета – для 1-2 классов – 30 минут в школе и 80 минут дома, для 3-4 классов – 45 минут в школе и 90 минут дома, для 5-9 классов – 60 минут в школе и 120 минут дома, а для 10-11 классов – 80 минут в школе и 150 минут дома.
Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.
Лихорадка Западного Нила (ЛЗН) – это природно–очаговое, вирусное инфекционное заболевание, протекающее у человека в виде острого лихорадочного заболевания с симптомами общей интоксикации, головными болями, мышечными, суставными болями, сыпью, в тяжелых случаях с развитием менингита и менингоэнцефалита.
Основным источником и резервуаром вируса Западного Нила являются дикие и домашние птицы, главным образом водного и околоводного экологического комплекса. Теплокровными хозяевами вируса Западного Нила могут быть грызуны, крупный и мелкий рогатый скот, верблюды.
Основными переносчиками инфекции являются комары различных видов (в России – это орнитофильный комар Кулекс), механизм передачи вируса теплокровным – трансмиссивный (при укусе), возможно заражение и при укусе инфицированных клещей. Человек не является источником инфекции при ЛЗН.
Для ЛЗН характерна весенне – летняя сезонность (с апреля по сентябрь), обусловленная массовым выплодом комаров и активностью клещей. Скрытый период от момента укуса до появления признаков заболевания может составлять от 2 до 14 дней (в среднем 3-6 дней).
Основные клинические признаки заболевания: острое начало, высокая лихорадка в течение 3-14 дней, иногда двухволновая, головная боль, мышечные боли, боли в суставах, полиморфная сыпь. При тяжелом течении, связанном с поражением центральной нервной системы, развивается менингит, менингоэнцефалит, параличи, возможен летальный исход. Заболевание может протекать и бессимптомно.
Лихорадкой Западного Нила поражается чаще сельское население, живущее по берегам рек и озер, в поймах, дельтах рек, где имеется большое количество диких водоплавающих птиц и комаров, а также жители, посещающие дачные участки, базы отдыха в вышеперечисленных местах, охотники, рыболовы. Заражение может происходить в домах с затопленными подвалами, являющихся местами размножения комаров.
Профилактические мероприятия заключаются в уничтожении комаров и обезвреживании мест их выплода. Индивидуальная профилактика ЛЗН включает в себя и защиту от укусов комаров. Для этого необходимо использовать репелленты; носить одежду (преимущественно светлую), максимально закрывающую тело, использовать физические барьеры (сетки, закрытые двери и окна).
В целях уничтожения возможных мест размножения комаров емкости, в которых может скапливаться даже небольшое количество воды (ведра, цветочные горшки), следует мыть и закрывать.
Для обработки внутренних помещений используются электрофумигаторы, аэрозоли.
При первых признаках заболевания обращайтесь за медицинской помощью к врачу, не занимайтесь самолечением.
С 04 по 15 сентября 2023 года специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» организовано консультирование граждан по вопросам организации питания в школах.
Специалисты ответят на Ваши вопросы, а также проконсультируют по вопросам: разрешенных к реализации продуктов, рекомендациям по наполнению, роли администрации школы в организации питания, соблюдения принципов здорового питания.
Получить консультацию по всем возникающим вопросам Вы сможете в будние дни с 09 ч. 00 мин. до 16 ч. 00 мин.
По телефонам в Костроме: (4942) 31-30-33, (4942) 47-33-26;
Мантурово: (49446) 2-48-52;
Буй: (49435) 44-539, (49435)4-87-21.
Близится осень, а значит, сезонный подъем заболеваемости гриппом. Очень важно вовремя «запастись» иммунитетом и сделать необходимые прививки.
В преддверии эпидемического сезона гриппа и ОРВИ 2023-2024гг. Управление Роспотребнадзора по Костромской области напоминает, что единственным надежным способ профилактики гриппа является вакцинация, которая проводится ежегодно в предэпидемический период. Наиболее благоприятным периодом года для проведения прививок против гриппа является сентябрь – ноябрь месяцы т.к. иммунитет формируется примерно в течение 2-х недель и важно, чтобы иммунитет после проведенной прививки успел сформироваться до начала эпидемического подъема заболеваемости.
Коллективный иммунитет формируется в популяции, когда значительная доля населения имеет иммунитет к инфекции в результате вакцинации или естественно перенесенного заболевания. В таких условиях прерывается передача инфекции и снижается уровень носительства возбудителя. Для формирования коллективного иммунитета путем иммунизации, как наиболее безопасного метода, необходимо достигать целевых показателей охвата вакцинацией населения.
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 июня 2023 года «О мероприятиях по профилактике гриппа, острых респираторных вирусных инфекций и новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2023-2024 гг.» необходимо привить от гриппа не менее 60% от численности населения субъекта и не менее 75% лиц, относящихся к группам риска предусмотренных Национальным календарем профилактических прививок, включая лиц, работающих в организациях птицеводства и свиноводства, сотрудников зоопарка, имеющих контакт с птицей, свиньями, лиц, осуществляющих разведение домашней птицы и свиней для реализации населению.
Вакцинация рекомендуется всем группам населения, но особенно показана детям начиная с 6 месяцев, людям, страдающим хроническими заболеваниями, взрослым старше 60 лет, беременным женщинам, лицам, часто болеющими острыми респираторными заболеваниями, а также лицам из групп профессионального риска – работникам медицинских и образовательных организаций, студентам, работникам сферы обслуживания и транспорта, лицам, работающим в организациях птицеводства, сотрудникам зоопарков, имеющим контакт с птицей, лицам, осуществляющим разведение домашней птицы для её реализации населению.
Профилактические прививки против гриппа проводятся бесплатно в государственных медицинских организациях с привлечением специально обученного медицинского персонала с обязательным медицинским осмотром пред вакцинацией и наличием/отсутствием противопоказаний.
Сделанные вовремя прививки от гриппа позволят чувствовать себя в безопасности.
Будьте здоровы!
Педикулез или вшивость – заразное заболевание, вызываемое специфическим паразитированием на человеке вшей – мелких кровососущих, бескрылых насекомых, питающихся его кровью. Вопреки распространенному мнению, что педикулез – участь лиц без определенного места жительства, это заболевание с одинаковой степенью вероятности может встретиться у каждого.
За последние 5 лет заболеваемость педикулезом в Костромской области снизилась в 2,8 раза: с 55,54 на 100 тыс. населения в 2018 году до 19,57 в 2022 году.
В 2022 году в Костромской области зарегистрировано 123 случая педикулеза, на долю детей до 14 лет приходилось 78,1% от общего числа выявленных педикулезом.
За январь-июль 2023 года зарегистрировано 65 случаев педикулеза (10,47 на 100 тыс. населения), в том числе среди детей в возрасте до 14 лет – 57 случаев (показатель – 53,05).
На человеке могут паразитировать головная, платяная и лобковая вошь. Возможно поражение смешанным педикулёзом (например, одновременное присутствие головных и платяных вшей). Вши питаются кровью хозяина, а яйца (гниды) приклеивают к волосам. Платяная вошь откладывает яйца в складках одежды, реже приклеивает их к волосам на теле человека. Платяная и головная вши являются переносчиками сыпного тифа и некоторых видов лихорадок.
Головная вошь живет и размножается в волосистой части головы, предпочтительно на висках, затылке и темени. Питается каждые 2-3 часа, плохо переносит голод. Вши яйцекладущие. Развитие яиц (гнид) происходит в течение 5-9 дней, личинок – 15-17 дней. Продолжительность жизни взрослых особей – 27-30 дней. Самка откладывает ежедневно 3-7 яиц, за всю жизнь – от 38 до 120 яиц.
Головным педикулёзом особенно часто заражаются дети. Заражение педикулезом происходит в результате непосредственного контакта «голова к голове» с человеком, у которого педикулез.
Опасность развития педикулёза связана с тем, что вши очень быстро размножаются. Рост численности паразитов и увеличение количества их укусов могут стать причиной различных гнойничковых поражений кожи, вторичной бактериальной инфекции, аллергических реакций.
Пик заболеваемости педикулезом в образовательных организациях приходится на осеннее время. Мероприятия по своевременному и полному выявлению педикулёза приобретают особую актуальность в связи с началом нового учебного года и формирования нового коллектива в образовательных организациях.
Чтобы снизить вероятность заражения педикулезом в образовательных организациях, необходимо:
– научить ребенка не надевать чужую одежду и головные уборы, а также не делиться своими личными вещами;
– рекомендовать девочкам не ходить в школу или детский сад с распущенными волосами;
– проводить периодический осмотр волос и одежды у детей, посещающих детские учреждения;
– после каникул провести тщательный осмотр головы ребенка.
Если у ребенка обнаружены вши или сухие гниды необходимо:
– обратиться в медицинскую организацию;
– обработать волосистую часть головы в соответствии с прилагаемой инструкцией;
– вымыть голову с использованием шампуня или детского мыла;
– удалить механическим способом (руками или частым гребнем) погибших вшей и гнид.
– надеть ребенку чистое белье и одежду;
– постирать постельное белье и вещи, прогладить горячим утюгом с паром;
– осмотреть членов семьи и себя;
– повторить осмотр ребенка и членов семьи в течение месяца через каждые 10 дней.
Своевременное выявление и изоляция больных педикулёзом – эффективная мера профилактики дальнейшего распространения заболевания.
Где купить?
Приобретать бахчевые культуры следует в местах санкционированной торговли – магазины, супермаркеты, розничные и оптовые рынки.
По правилам место торговли должно быть огорожено и находиться под навесом, арбузы должны быть накрыты тентом, должны храниться на специальных стеллажах, а не на земле навалом, в конце рабочего дня их должны убирать с улицы. Вырезать кусочек на пробу или разрезать арбуз на части строго запрещено – в месте разреза очень быстро размножаются вредные микроорганизмы.
При покупке продукции обращайте внимание на наличие информации о хозяйствующем субъекте, вывески с указанием времени работы, весов, санитарно-техническое и гигиеническое состояние торговой точки, условия для соблюдения правил личной гигиены персоналом (наличие рукомойника, емкости для сбора отработанной воды, мыла, дезинфицирующих средств, полотенца), а также наличие полного комплекта санитарной одежды.
Реализация бахчевых вдоль автодорог, из необорудованных торговых мест запрещена, поэтому следует помнить, что в таких местах продаются арбузы и дыни, не прошедшие необходимую санитарную экспертизу, кроме того – арбузы могут впитывать в себя тяжелые металлы, содержащиеся в выхлопных газах автомобилей.
Маркировка. На каждое наименование реализуемой продукции должны быть оформлены ценники с указанием на них полного названия товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, а также до сведения покупателей обязательно должна быть доведена информация о реализуемой продукции, а именно: ее наименование, количество, дата сбора урожая, срок годности, условия хранения, а также наименование и место нахождения изготовителя реализуемой продукции, единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза (ЕАС).
Как выбрать арбуз и дыню?
Лучшим временем для покупки дынь и арбузов считается август и сентябрь – это период их естественного созревания, в этот период наименьшая вероятность того, что в бахчевых культурах содержатся нитраты.
Хороший, зрелый арбуз крупный, имеет целостный покров, цвет корки яркий и контрастный, светлое пятно на боку, который отлежал арбуз, должно быть максимально желтым, даже оранжевым. Спелый арбуз обязательно покрыт твердой блестящей коркой, если ноготь легко протыкает арбузную кожу – значит, арбуз незрелый. Усик и плодоножка у зрелого арбуза сухие. При ударе ладонью зрелый арбуз вибрирует, при ударе согнутым пальцем издаёт умеренно звонкий звук, при сжатии вдоль продольной оси – слабый хруст. Мякоть красная различных оттенков, семена вызревшие, чёрного или коричневого цвета. Консистенция мякоти плодов сочная, нежная, без ослизнений, сладкая на вкус.
Не стоит выбирать ни самый крупный, ни самый маленький среди остальных арбузов: ягоды одной степени зрелости не слишком отличаются размерами. В любом случае вам поможет чувство меры, – лучше всего выбирать арбузы среднего размера.
Дыни, как и арбузы, выбирают по тем же правилам, но есть и небольшие различия. У дыни противоположная сторона от хвостика должна быть чуть мягкой, если твердая, то это признак того, что дыня незрелая. А если щелкнуть по дыне, звук должен быть глухим. От дыни обязательно должен исходить аромат, если запаха нет, этот плод покупать не стоит.
Разрезанные арбузы и дыни храните только в холодильнике. Если после разреза обнаружится, что купленный вами арбуз имеет кислый запах, то ни в коем случае нельзя его есть – можно получить пищевое отравление.
Как правильно мыть бахчевые культуры? Арбузы и дыни следует тщательно вымыть под теплой проточной водой с мылом при помощи щетки в течение 2-3 минут, т.к. частички почвы, пыли, микроорганизмы, находящиеся на кожуре, попав внутрь плода, могут привести к кишечной инфекции.
Берегите себя и своё здоровье!
При подготовке ребенка в школу, родителям необходимо обратить особое внимание на выбор портфеля, школьной формы, оснащение рабочего места школьника:
– портфели (ранцы) для школьников должны быть снабжены формоустойчивой спинкой, необходимо учесть вес портфеля для обучающихся начальных классов должен быть не более 600-700 грамм, для обучающихся средних и старших классов – не более 1000 грамм. Очень важно (особенно в младших классах) правильно подобрать школьный ранец. Основные критерии: широкие, регулируемые по длине ремни с амортизирующими прокладками, жёсткая недеформируемая спинка. Портфели и ранцы ученические должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1–2 классов — 1,5 кг, 3–4 классов — 2 кг, — 5–6 — 2,5 кг, 7–8 — 3,5 кг, 9–11-х — 4 кг. В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй — для приготовления домашних заданий.
– при выборе школьной формы необходимо обратить внимание на маркировку, ярлык, ткань, запах, крой, подкладку, документацию. Наличие сопроводительной документации (сертификаты о соответствии на изделие – одежда и изделия 2-го слоя из текстильных материалов, трикотажные) является гарантией безопасности школьной формы для здоровья ребенка. Данные документы продавец обязан предъявить покупателю по первому требованию. Школьная форма должна соответствовать требованиям ТР ТС 007/2011 от 23.09.2011г. «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Одежду нужно выбирать только из качественных, натуральных материалов. Синтетика обладает целым рядом минусов, которые перечеркивают все ее достоинства:
– одежда из синтетики не пропускает воздух и не согревает в холод – ребенок потеет и может простудиться;
-синтетические ткани накапливают статическое электричество – у школьника повышается утомляемость и раздражительность, он хуже усваивает материал;
-синтетика легко притягивает грязь и микробов.
Для оснащения рабочего места школьника должна использоваться мебель, изготовленная из материалов безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики:
– письменный стол должен стоять в самом освещенном месте в комнате, это место вблизи окна.
– свет должен падать на рабочую поверхность стола с левой стороны (в дневное время – свет от окна, в вечернее время – свет от настольной лампы); настольная лампа устанавливается в левом дальнем углу стола. Если ребенок левша, свет на рабочую поверхность стола должен падать справа, и в таком случае настольная лампа устанавливается в правом дальнем углу письменного стола;
– при наличии компьютера: монитор, колонки устанавливаются на письменный стол, клавиатура и мышь – на выдвижную подставку, если таковая имеется, системный блок расположить сбоку от стола.
Для сохранения концентрации внимания при подготовки домашнего задания, на поверхности стола не должно быть никаких лишних предметов (игрушек, гаджетов, неиспользуемых канцелярских принадлежностей).
В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения воспитывать и формировать правильную рабочую позу ребенка за столом. Для этого необходимо обеспечить рабочее место мебелью в соответствии с его ростом, приучить сохранять правильную рабочую позу: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.
Соблюдение данных рекомендаций сохранит здоровье ребенку и поможет лучшему освоению школьных программ.
В целях профилактики отравлений грибами, Управление Роспотребнадзора по Костромской области напоминает о правилах сбора, покупки, хранения и приготовления грибов.
Основной причиной отравлений грибами является незнание отличительных особенностей и внешнего вида съедобных, условно-съедобных и ядовитых грибов, нарушение правил предварительной обработки и технологии их приготовления.
Отравления ядовитыми грибами происходят, когда при сборе бледную поганку обычно путают с шампиньоном или зелёной сыроежкой, ложные опята с настоящими. Чаще всего отравление условно съедобными грибами (сморчки, строчки, волнушки, рядовки и др.) возникает вследствие их неправильного приготовления. Употреблять условно съедобные грибы без специальной обработки – предварительного вымачивания, термической обработки с последующим сливом отвара нельзя, поскольку в нём могут сохраниться ядовитые вещества. Отравиться можно и съедобными грибами – старыми, переросшими, собранными в местах загрязнения почвы токсичными элементами, хранившимися с нарушением условий и сроков годности. Кроме того, грибы могут быть источником очень тяжелого заболевания – ботулизма, возбудитель которого в виде спор содержится главным образом в почве. Если перед консервированием грибы (особенно пластинчатые) были плохо очищены и промыты, на их поверхности вместе с мельчайшими частицами земли могут оказаться и возбудители (споры) ботулизма. Домашняя термическая обработка их не разрушает, а в условиях отсутствия кислорода (в герметически укупоренной банке) споры микроба прорастают с образованием в консервированных грибах ботулотоксина – опаснейшего для человека яда. Чтобы избежать заболевания ботулизмом, нужно очень тщательно очищать и промывать от земли предназначенные для консервирования грибы. При обработке в домашних условиях грибы рекомендуется консервировать в банках с неплотно притертыми крышками.
Профилактика отравлений грибами:
– отправляясь на сбор грибов, по возможности, пригласите с собой опытного грибника,
– собирайте только хорошо знакомые виды грибов, в съедобности которых вы не сомневаетесь, срезайте каждый гриб с целой ножкой;
– не собирайте старые, переросшие грибы, растущие вдоль автомобильных дорог, железнодорожных путей, в черте города;
– внимательно следите за детьми, особенно во время посещения леса, прогулок в парках, скверах, на детских площадках с целью исключения возможности из-за любопытства попробовать ими сырых, в том числе ядовитых грибов;
– все принесённые домой грибы в тот же день нужно перебрать, отсортировать по видам и вновь тщательно пересмотреть. Выкидывайте все червивые, перезревшие, пластинчатые грибы, грибы без ножек, дряблые грибы, а также несъедобные и ядовитые, если их всё-таки по ошибке собрали;
– соблюдайте условия и сроки хранения грибов, правила консервирования и приготовления грибных блюд (рекомендуется отваривать любые виды грибов в хорошо подсоленной воде большого объема, воду после отваривания слить, грибы промыть в кипяченой воде);
– не покупайте у случайных лиц, в местах стихийной и несанкционированной торговли свежие грибы в резаном, сушеном или консервированном виде в банках с закатанными крышками, приготовленные в домашних условиях. На организованных рынках и ярмарках к продаже допускаются грибы непромышленного производства только после проведения экспертизы, которая проводится для контроля качества поступающих в продажу продуктов;
– если вы покупаете грибы в магазинах и супермаркетах, внимательно рассматривайте упаковку с грибами, они не должны быть загнившими или испорченными. Не покупайте грибы, если нарушена целостность упаковки или упаковка грязная, при отсутствии этикетки, листов-вкладышей и вообще информация о товаре;
– грибы являются трудно перевариваемым продуктом. Поэтому их не рекомендуется употреблять беременным и кормящим женщинам, они противопоказаны маленьким детям, а также лицам с заболеваниями ЖКТ (гастриты, холециститы, панкреатиты, гепатиты и др.), так как приём грибов может спровоцировать обострение хронического заболевания.
При появлении первых признаков отравления грибами следует срочно обращаться за медицинской помощью и не заниматься самолечением.