Порядок составления претензии, искового заявления, жалобы

Правила составления претензии

Вы недовольны качеством, характеристиками или свойствами приобретенного вами товара? Несмотря на закрепленные в Гражданском кодексе РФ, Законе РФ “О защите прав потребителей” и Правилах продажи отдельных видов товаров права покупателя, продавец не спешит помогать вам их реализовывать. Зачастую спор между продавцом и покупателем возникает из-за прямого отказа продавца выполнить ваши требования. Ну и самый мягкий способ завуалированного отказа – продавец обещает выполнить ваши требования и ничего не предпринимает для этого. Таким образом, вы поняли, что продавец не идет вам навстречу при вашей устной просьбе, по телефону или электронной почте. Есть и другие способы воздействия на продавца. Вплоть до судебного спора. Но судебная тяжба отнимает много сил и времени. Кроме того, необходимо соблюсти досудебный порядок урегулирования спора. Необходимо составить документ называемый «претензия». Претензия составляется в письменном виде. Вы можете напечатать этот документ или написать от руки. Закон не ставит ограничений в части исполнения самого текста. Также нет определенной формы претензии.

В претензии должны быть указаны:

  1. Наименование организации (ИП), в которой вы приобрели товар, адрес его места нахождения;
  2. Ваши Ф.И.О., адрес места жительства;
  3. Изложение возникшей проблемы. Краткое и емкое описание покупки и обнаруженных недостатков в товаре;
  4. Ссылки на законодательные нормы, регулирующие вашу ситуацию (желательны, но если вы не знакомы детально с нормами Гражданского кодекса РФ, Закона РФ “О защите прав потребителей”, не будет нарушением простое указание, что, например, “нарушено ваше право, закрепленное в Законе РФ “О защите прав потребителей”, без указания конкретной статьи. Вы не обязаны для составления претензии обращаться к адвокату или заучивать закон);
  5. Ваше требование. Имейте в виду, что вы к этому времени должны определиться с требованием, которые вы выставляете продавцу. Это требование может быть только одно из перечня требований, описанных в статье 18 Закона РФ “О защите прав потребителей”. То есть вы не можете требовать одновременно и замены товара ненадлежащего качества, и безвозмездного устранения недостатков товара. При этом право выбора такого требования остается за вами. Если вы просто перечислите все виды требований, которые предусматривает статье 18 Закона РФ “О защите прав потребителей”, то продавец не сможет выполнить ни одно из этих требований. Потому что ваше требование не было конкретизировано. И в этом случае продавец будет прав. Так что выбирайте, что вы будете требовать от продавца и указывайте именно это требование;
  6. Дата, подпись.

Анонимные письма продавец вправе не рассматривать. Отсутствие проставленной вами даты, конечно, даст продавцу много возможностей для лавирования в сроках и однозначно облегчит доказывание в суде в последующем (если дело дойдет до судебного спора) вполне обоснованное неисполнение ваших требований. Это в том случае, если вы отправили простое письмо (не заказное и не с объявленной ценностью), а продавец конверт намеренно “потерял”. В этом случае при отсутствии каких-либо дат на претензии, отсутствии иных доказательств доставки письма сделает невозможным не только доказательство неисполнения продавцом ваших требований, но и направление вами претензии вообще. Однако почтовый штемпель на почтовом уведомлении о доставке подтвердит не только доставку вашей претензии, но и дату доставки (даже при отсутствии даты на самой претензии). Если вы имеете возможность вручить претензию непосредственно продавцу или его представителю, вам следует написать претензию в двух экземплярах, один из них и вручить продавцу. На вашем экземпляре он ставит дату получения претензии, свою подпись и ее расшифровку. Или достаточно штампа входящего письма, проставленного секретарем организации. Такой штамп уже содержит краткие данные о продавце (наименование, телефон и адрес, как правило). Если нет возможности лично доставить претензию в офис продавца, всегда можно воспользоваться услугами почты. К тому же, если продавец отказывается получать претензию, то в этом случае вы можете отправить ее заказным письмом с уведомлением о вручении на юридический адрес продавца (лучше, конечно по фактическому адресу деятельности, но не всегда такую информацию можно раздобыть у недобросовестного продавца). От проставленной продавцом (или почтой) даты начинает идти срок удовлетворения ваших требований. За просрочку выполнения законных требований покупателя продавец может быть привлечен к ответственности, предусмотренной действующим законодательством (неустойка, штрафные санкции). Отсчет срока для исполнения вашего требования начинается с момента вручения претензии. Если вручить претензию фактически оказывается невозможно (по сообщению почты, адресат выбыл, или не находится по последнему известному адресу) отсчет срока для исполнения ваших требований начинается с даты такого уведомления, предоставленного почтой. Для составления претензии можно воспользоваться образцом, приведенным ниже. Образец применим к ситуации, когда вам продан товар ненадлежащего качества, и вы решили вернуть его.

Составление искового заявления

Гражданский кодекс РФ, а также Закон РФ «О защите прав потребителей» закрепляет возможность обратиться в суд за защитой нарушенного права с исковым заявлением. Исковое заявление подается только после соблюдения досудебного порядка, урегулирования конфликта, то есть после подачи письменной претензии продавцу товара, исполнителю услуг. При составлении искового заявления необходимо учитывать некоторые тонкости, несоблюдение которых приведет к тому, что исковое заявление останется без рассмотрения. Прежде всего, необходимо помнить, что исковое заявление – это не просто письмо, а официальный документ, который имеет свою особенную, определенную законодательную форму. Отступления от этой формы крайне нежелательны. Базовые требования к исковым заявлениям и прилагаемым к ним документам указаны в статьях 131 и 132 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Исковое заявление подается в суд в письменной форме. Его условно можно поделить на 3 части:

Вводная часть:

    Наименование суда, в который подается исковое заявление. Потребитель вправе по своему выбору решать, в какой именно суд он будет обращаться с иском. Закон РФ «О защите прав потребителей» закрепляет за ним это право. То есть потребитель является жителем, например, города Самары, товар был куплен в городе Москве, обращаться за защитой своих прав в связи с покупкой некачественного товара потребитель может по своему выбору в суд города Москвы или города Самары.

    Наименование истца: Ф.И.О., адрес места жительства;

    Наименование ответчика (ООО, ИП и т.д.), адрес его места нахождения;

Фактическая часть:

В этой части нужно грамотно, четко и последовательно изложить все сведения, касающиеся существа проблемы. Необходимо избегать повторов, а также придерживаться официального стиля изложения, текст должен быть грамотным и связным. Не допускаются голословные утверждения, излагать суть нужно спокойно, без лишних эмоций, не допускать оскорблений в адрес ответчика, подтверждать свои слова доказательствами и ссылками на закон. Текст не должен иметь ошибок и опечаток. В тексте заявления необходимо представить описание того, какие и как именно были нарушены права. Кроме того, необходимо указать на соблюдение досудебного порядка урегулирования спора (указать на факт подачи претензии в адрес ответчика, дату подачи). В исковом заявлении должны быть указаны конкретные статьи нормативно-правовых актов, которые подтверждают права гражданина и нарушения со стороны ответчика, а также предусматривают его ответственность.

Заключительная часть и приложение:

В ней должны быть четко сформулированы требования к суду, указано то, что истец просит от суда, например: прошу принудительно осуществить требование взыскать с ответчика денежную сумму; возвратить вещь; расторгнуть ранее заключенный договор. Обращаем ваше внимание, что такие действия должны предусматриваться нормой права, которой истец обосновывает свои требования к ответчику. Данная часть завершается приложением с описью всех документов (копий), которые прилагаются к исковому заявлению.

Статьей 132 Гражданского процессуального кодекса РФ установлен перечень документов:

    копии искового заявления в соответствии с числом ответчиков и третьих лиц;

    доверенность либо другой документ, подтверждающий полномочия представителя истца;

    документы, удостоверяющие обстоятельства, на которых истец основывает свои претензии (договор купли-продажи, заключение эксперта, акт приема-передачи товара, гарантийный талон и т.д.), копии данных документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют (имеются в виду доказательства по делу);

    претензия и ответ на претензию (если он имеется);

    расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с числом ответчиков и третьих лиц.

Исковое заявление, а также прикладываемые к нему документы, готовятся в количестве экземпляров по числу лиц в деле. Помимо вышеуказанных документов, истец вправе представить и иные документы и доказательства, имеющие отношение к делу (это могут быть и фотографии, и поврежденный товар (если он имеет внешние недостатки)). Потребитель законодательно освобожден от уплаты государственной пошлины. Исковое заявление заканчивается подписью истца или его представителя (в последнем случае к исковому заявлению должна быть приложена доверенность) и датой подписания. При отправке искового заявления по почте дата подписания принципиального значения не имеет. Если же исковое заявление подается через канцелярию суда, на экземпляре истца ставится отметка о принятии с указанием даты и входящего номера. Судья может не принять исковое заявление, или оставить его без движения, если в нем отсутствует подпись, поэтому отнеситесь к составлению и оформлению искового заявления очень внимательно. Исковое заявление должно быть изложено таким образом, чтобы максимально облегчить знакомство с ним. Для этого наиболее важные фрагменты заявления целесообразно каким-либо образом выделить, например: жирным шрифтом, подчеркиванием либо заглавными буквами. Не стоит забывать о соблюдении необходимых сроков исковой давности при подаче исков. Подача искового заявления после истечения сроков исковой давности является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в иске.

Основные сроки исковой давности:

◾ общий срок исковой давности – три года.

Порядок составления жалобы

Одним из способов защиты прав потребителей от недобросовестных продавцов (изготовителей) товаров, исполнителей услуг (работ), работающих на потребительском рынке является подача жалобы на их неправомерные действия в соответствующие органы власти (Роспотребнадзор).  К составлению жалобы необходимо отнестись максимально серьезно и внимательно. Жалоба подается в письменном виде в двух экземплярах, на вашем экземпляре в канцелярии Роспотребнадзора поставляется входящий номер и дата принятия жалобы. Требования к порядку и форме подачи жалоб граждан закреплены в статье 7 Федерального закона №59-ФЗ от 02.05.2002 г.

При подаче письменной жалобы по почте гражданин в обязательном порядке должен указать:

    наименование государственного органа – Управление Роспотребнадзора по Костромской области, в которое направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица,

    свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.

В жалобе, направляемой в форме электронного документа гражданин в обязательном порядке должен указать:

    свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии),

    адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

Жалобы граждан, не содержание вышеуказанных данных ПРИЗНАЮТСЯ АНОНИМНЫМИ И НЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ. В самом тексте жалобы необходимо описать суть нарушения прав, обстоятельства, при которых оно произошло, указать подробные сведения об организации, индивидуальном предпринимателе, со стороны которых допущено нарушение. Если есть возможность предоставить документальные свидетельства (товарный, кассовый чек и т.д.), необходимо в жалобе проставить ссылки на них, а еще лучше приложите их копии к жалобе. Кроме того, в конце жалобы необходимо указать приложения с описью прикладываемых копий документов, указав количество экземпляров. В завершении жалобы проставляется дата составления и подпись. Общий срок рассмотрения жалобы – 30 дней со дня ее регистрации. Управление Роспотребнадзора в исключительных случаях (подача запросов) вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего жалобу. Ответ на жалобу подписывается руководителем Управления Роспотребнадзора, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Ответ на жалобу, поступившее в Управления Роспотребнадзора в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.