РЕКОМЕНДАЦИИ ГРАЖДАНАМ: Что делать, если туроператор в ситуации отмены своей чартерной программы требует доплату за пересадку на новую чартерную программу, мотивируя это тем что «сильно выросли цены на билеты»

21.06.2023

В соответствии со ст. 9 Закона о туристской деятельности туроператор отвечает перед туристом или иным заказчиком за действия (бездействие) третьих лиц, оказывающих услуги, входящие в туристский продукт, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристом или иным заказчиком несет третье лицо. При этом не имеет значения, был ли заключен договор о реализации туристского продукта непосредственно туроператором или турагентом (как от имени туроператора, так и от своего имени).

Как следует из п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», Верховный Суд РФ обращает внимание нижестоящих судов на то, что, например, по делам по спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор, который в соответствии с п. 2 ст. 638 ГК РФ вправе без согласия арендодателя по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки.

В соответствии со ст. 10 Закона о туристской деятельности к существенным условиям договора о реализации туристского продукта относится, в том числе информация о потребительских свойствах туристского продукта, в частности, о маршруте и об условиях путешествия.

Анализ норм действующего законодательства РФ и вышеуказанной позиции Верховного Суда РФ позволяет утверждать, что в ситуации, когда условия заключенного договора о реализации туристского продукта предусматривают перевозку туриста на чартерном авиарейсе – ответственным за его надлежащее исполнение является именно туроператор.

Иными словами, те или иные изменения в чартерной программе (например, замена борта/авиакомпании), как относящиеся к непосредственному ведению туроператора, не влияют на общую обязанность последнего по предоставлению соответствующих услуг (чартерной авиаперевозки), входящей в состав туристского продукта.

Cогласно п. 1 ст. 4 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которого соответствует договору.

Требование об изменении договора о реализации туристского продукта может быть заявлено стороной договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора о реализации туристского продукта (ст. 10 Закона о туристской деятельности).

Порядок и условия изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых исходили стороны при его заключении, а также последствия для сторон такого изменения или расторжения (в том числе распределение между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением договора о реализации туристского продукта), определяются гражданским законодательством Российской Федерации.

Вместе с этим, следует отметить, ст. 310 ГК РФ установлен императивный запрет на одностороннее изменение условий договора субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность.

Таким образом, требование туроператора об осуществлении каких-либо доплат в связи с изменением чартерной программы представляется необоснованным и неотвечающим соответствующим положениям действующего законодательства РФ.