Поиск услуги

Основы отдыха и оздоровления детей в летних оздоровительных учреждениях

29.05.2017

Основы отдыха и оздоровления детей в летних оздоровительных учреждениях

правила, направленные на сохранение жизни и здоровья детей, отдыхающих в организациях отдыха детей и их оздоровления оздоровительных организациях, и регламентирующие осу­ществление организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реа­билитационных мер в области отдыха и оздоровления детей.

СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержа­нию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей»;

СанПиН 2.4.4.3048-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организа­ции работы детских лагерей палаточного типа»;

СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержа­нию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков»;

СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»;

  1. I. Основные требования по обеспечению функционирования организаций отдыха детей и их оздоровления:

-наличие акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, ин­дивидуального предпринимателя;

-наличие заключения о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим прави­лам и нормативам;

-наличие акта проверки надежности закрепления конструкций, имеющихся на участке органи­зации плоскостных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, гладкости поверхно­стей, гарантирующих безопасность при эксплуатации;

-наличие актов приемки игрового оборудования и аттракционов;

-наличие акта приемки организации отдыха детей и их оздоровления муниципальной формы собственности муниципальной комиссией, в состав которой включены представители органов над­зорной деятельности, представители органов местного самоуправления, учредители оздоровительной организации, с выводами о готовности организации к приему и содержанию детей;

-укомплектованный штат сотрудников в соответствии со штатным расписанием;

-наличие у всех сотрудников личной медицинской книжки с пройденным медицинским осмот­ром и отметкой о прохождении санитарно-гигиенической подготовки, а также отметок о наличии прививок в соответствии с национальным календарем прививок;

-наличие у всех сотрудников справки о наличии (отсутствии) судимости;

-наличие в лагере заместителя руководителя по вопросам безопасности;

-наличие паспорта организации отдыха детей и их оздоровления;

-наличие заключенного действующего договора с частной охранной организацией по обеспе­чению безопасности стационарных организаций отдыха детей.

  1. II. Основные документы, которые должны иметь при себе дети при заезде в организа­цию отдыха детей и их оздоровления:

–   ксерокопия свидетельства о рождении или паспорт;

–   медицинская справка для отъезжающего в лагерь (форма № 079/у) или санаторно-курортная карта для детей и подростков (форма № 076/у);

–   ксерокопия страхового полиса обязательного медицинского страхования;

–   результаты анализов на яйца глист и энтеробиоз (если в организации отдыха детей и их оз­доровления есть плавательный бассейн);

–   справка о прививках (прививочный сертификат), с отметкой о прививке от клещевого ви­русного энцефалита (отметка о медицинском отводе);

–   справка об эпидемическом окружении (действительна в течение 3 суток);

–   информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включен­ные в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают инфор­мированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи.

Ш. Основные требования по обеспечению безопасности детей на воде при организации купания в загородных оздоровительных организациях

–   наличие акта о выполнении водолазного обследования (очистка дна акватории на глубинах до 2 метров в границах заплыва);

–   наличие положительного письменного заключения о санитарно-эпидемиологическом со­стоянии территории пляжа и воды на акватории пляжа;

–   наличие акта о техническом освидетельствовании пляжа с заключением о соответствии пляжа требованиям безопасности на воде и годности к эксплуатации;

–   наличие (на период купального сезона) развернутого на пляже спасательного поста с орга­низованным дежурством спасателей, оснащенного необходимыми плавательными средствами, обо­рудованием, снаряжением.

–   наличие на участке ограждающего забора или линии из поплавков, закрепленных на тро­сах;

–   наличие в местах, разрешенных для купания детям в возрасте 12 лет и более, с глубинами до 1,3 метра ограждающих буйков, расположенных на расстоянии 25 – 30 метров один от другого;

–   наличие на расстоянии трех метров от уреза водного объекта с интервалом через каждые 25 метров стоек с вывешенными на них спасательными кругами и другими спасательными средствами;

–   наличие на территории организации отдыха детей и их оздоровления стенда с выдержками из Правил охраны жизни людей на водных объектах Кемеровской области, материалами по профи­лактике несчастных случаев, данными о температуре воды и воздуха, силе и направлении ветра;

–   наличие во время купания детей на территории пляжа медицинского пункта, навесов для защиты от солнца;

–   наличие выделенной границы участка, отведенного для купания отряда (группы), обозна­ченной вдоль береговой линии флажками;

–   наличие в организациях отдыха детей и их оздоровления приказов о назначении ответст­венного за организацию безопасного купания детей, ответственного за техническое состояние и са­нитарное освидетельствование пляжа, проводимое ежегодно перед началом купального сезона, от­ветственного медицинского работника за ежедневное проведение осмотра санитарного состояния береговой полосы пляжа и замера температуры воды с отметкой результатов осмотра и замеров в специальном журнале с заключением о разрешении или запрещении купания детей в зависимости от результатов осмотра;

–   наличие у лица, назначенного на должность инструктора по плаванию и спасателя, соот­ветствующей подготовки, подтверждаемой документами установленного в Российской Федерации образца и дающими право на данный вид деятельности;

–   наличие в организациях отдыха детей и их оздоровления инструкций и приказов для со­трудников оздоровительных организаций о действиях в случаях чрезвычайной ситуации на воде.

  1. IV. Основные требования по обеспечению безопасности детей при организации питания (в соответствии с СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей»):

–   наличие централизованной подводки холодной и горячей воды на пищеблоке с разводкой к местам пользования;

–   наличие на пищеблоке необходимого набора помещений в соответствии с действующим санитарным законодательством;

–   наличие в соответствии с действующим санитарным законодательством необходимого тех­нологического, холодильного оборудования, инвентаря, посуды;

–   наличие в столовой раковин для мытья рук, умывальников. При отсутствии электрополоте­нец дети должны быть обеспечены индивидуальными полотенцами или полотенцами разового ис­пользования;

–   наличие утвержденного 10-дневного цикличного меню с технологическими картами;

–   наличие ежедневной суточной пробы готовой пищи и обеспечение ее хранения в течение 48 часов;

–   наличие журнала ежедневного осмотра медработником сотрудников пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний;

–   наличие на пищеблоке памяток о соблюдении правил мытья и обработки посуды, инвента­ря, оборудования, помещений пищеблока (пункта питания);

–   наличие маркировки и специально отведенных мест для хранения уборочного инвентарь;

–   наличие индивидуальных шкафов у работников пищеблока для хранения личной и рабочей одежды, расположенных в комнате для персонала;

–   наличие постоянного контроля за качеством поступающих продуктов, сроком их реализа­ции и условиями хранения готовых блюд и кулинарных изделий, в том числе посредством организа­ции производственного контроля с проведением лабораторных исследований готовых блюд и кули­нарных изделий по микробиологическим показателям безопасности;

–   наличие и своевременное заполнение необходимой регистрационной документации на пи­щеблоке;

–   наличие при приеме документов, подтверждающих их качество и безопасность, при нали­чии полной информации на ярлыках-этикетках, предусмотренной законодательством;

–   наличие маркированной тары для транспортировки продуктов;

–   наличие у сотрудников пищеблока должностных инструкций;

–   транспортирование сырья, пищевых продуктов должно осуществляться специальным, чис­тым специализированным транспортом, на который имеется санитарный паспорт, с соблюдением ус­ловий транспортировки, предусмотренных изготовителем (в том числе температурного режима), то­варного соседства;

–   организация питьевого режима детей и персонала питьевой водой надлежащего качества;

–   проведение идентификации поступающего продовольственного сырья и пищевых продук­тов;

–   исключение поставок, использования продуктов и приготовления блюд, способных оказы­вать, раздражающее действие на слизистую оболочку органов пищеварения детей, а также продук­тов, запрещенных к использованию и приготовлению в организациях отдыха детей и их оздоровле­ния;

–   соблюдение режима питания (кратность приема пищи, распределение калорийности по приемам пищи, интервалы между приемами пищи);

–   исключение организации розничной торговли продовольственными товарами на террито­рии летних оздоровительных организаций, получения детьми продуктов от родителей;

–   неукоснительное соблюдение технологической (кулинарной) обработки продуктов, обеспе­чивающей высокие вкусовые качества, безопасность кулинарной продукции, сохранность пищевой ценности всех продуктов, диетическую направленность;

–   наличие достаточного запаса моющих и дезинфицирующих средств, предназначенных для мытья посуды, оборудования, инвентаря, помещений пищеблока (пункта питание);

–   своевременное удаление пищевых отходов.

  1. V. Основные требования по организации мероприятий по предупреждению травма­тизма и несчастных случаев с детьми во время летнего отдыха:

–   наличие инструктажей по всем видам деятельности с сотрудниками и детьми, соблюдению распорядка дня и установленных правил санитарной гигиены, техники безопасности, пребывания де­тей у водоёмов и в лесу, по порядку эвакуации детей на случай пожара и стихийных бедствий;

–   наличие инструкций о запрете пребывания и проживания посторонних лиц на территории лагеря;

–   наличие при отправке группы детей в экскурсионную, туристическую поездку, в экспеди­цию питания, снаряжения, инструментов, сигнальных средств в соответствии с условиями районов, маршрутом и местом дислокации;

–   наличие инструкции о незамедлительной передаче информации о чрезвычайной ситуации согласно утвержденным регламентам.

  1. VI. Основные требования по обеспечению безопасности детей во время проведения тури­стических походов, экспедиций:

–  перед проведением похода рассмотреть и утвердить план, маршрут и смету путешествия с изданием приказа, в котором необходимо указать маршрут и сроки проведения похода, экспедиции, список участников, назначить руководителя и заместителя руководителя похода, экспедиции;

–  проведение похода, экспедиции допускается только при наличии зарегистрированной мар­шрутной книжки с указанием поисковой аварийно-спасательной службы (ПАСО) для регистрации перед выходом на маршрут;

–  при планировании и организации питания детских групп в походах и экспедициях необхо­димо руководствоваться «Примерным перечнем продуктов питания, рекомендуемых при составле­нии суточного рациона юного туриста в походах и путешествиях», указанных в приложении к пись­му Министерства образования РФ от 11 января 1993 №9/32-Ф с условием  обязательного согласова­ния ассортимента продуктового набора и питьевого режима с органом, уполномоченным осуществ­лять государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

–  обеспечить комплектование группы с учетом интересов, туристической квалификации, фи­зической и технической подготовленности воспитанников, проверить отсутствие у участников похо­да медицинских противопоказаний для занятий активным отдыхом, участия в походах, экспедициях;

–  провести с участниками похода, экспедиции, с регистрацией в специальном журнале, инст­руктаж по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случа­ев;

– организовать всестороннюю подготовку участников похода, проверку наличия необходимых знаний и навыков, обеспечивающих безопасность, в том числе умение плавать, оказывать доврачеб­ную помощь;

–  организовать подготовку и подбор необходимого снаряжения и продуктов питания, меди­цинской аптечки;

– обеспечить наличие и работу средств связи (мобильные телефоны, радиостанции и т.д.), по­зволяющих поддерживать связь с учреждением, организующим поход, экспедицию, спасательной службой в течение всего маршрута;

–  перед выходом на маршрут информировать поисковую аварийно-спасательную служб (ПА­СО).

–  обеспечить обязательное участие медицинского работника в подготовке туристических по­ходов (осмотр детей, проверка одежды, обуви, наличия головных уборов, санитарной сумки);

–  при использовании во время туристических походов плавсредств, они должны быть предвари­тельно технически освидетельствованы госинспектором ГИМС на годность к безопасной эксплуатации с определением обязательных норм снабжения для конкретного плавсредства спасательным, сигнальным и иным оборудованием, а так же средствами связи для обеспечения устойчивой передачи информации;

– при проведении туристического похода движение на плавсредствах в ночное время запрещается. Плавсредства участников туристического похода должны следовать за пределами судового хода, а также не создавать помех движению маломерных и иных судов;

–  при использовании во время туристических походов плавсредств организаторы туристического похода обеспечивают:

–  наличие не менее одного взрослого ответственного лица в расчете на десять детей и не менее дво­их взрослых ответственных лиц на группу детей;

–   нахождение детей на плавсредствах в спасательных жилетах;

–   оснащение каждого плавсредства сигнальными ракетами красного цвета в количестве не менее десяти штук.

–  в случае нарушения группой на маршруте контрольных сроков руководителю группы необ­ходимо обеспечить оповещение администрации учреждения, проводящего путешествие, незамедли­тельно связаться с ближайшим спасательным подразделением, туристскими организациями для вы­яснения местонахождения группы и оказания ей необходимой помощи.