Основы отдыха и оздоровления детей в летних оздоровительных учреждениях —
правила, направленные на сохранение жизни и здоровья детей, отдыхающих в организациях отдыха детей и их оздоровления оздоровительных организациях, и регламентирующие осуществление организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области отдыха и оздоровления детей.
СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей»;
СанПиН 2.4.4.3048-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа»;
СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков»;
СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»;
- I. Основные требования по обеспечению функционирования организаций отдыха детей и их оздоровления:
-наличие акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя;
-наличие заключения о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
-наличие акта проверки надежности закрепления конструкций, имеющихся на участке организации плоскостных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, гладкости поверхностей, гарантирующих безопасность при эксплуатации;
-наличие актов приемки игрового оборудования и аттракционов;
-наличие акта приемки организации отдыха детей и их оздоровления муниципальной формы собственности муниципальной комиссией, в состав которой включены представители органов надзорной деятельности, представители органов местного самоуправления, учредители оздоровительной организации, с выводами о готовности организации к приему и содержанию детей;
-укомплектованный штат сотрудников в соответствии со штатным расписанием;
-наличие у всех сотрудников личной медицинской книжки с пройденным медицинским осмотром и отметкой о прохождении санитарно-гигиенической подготовки, а также отметок о наличии прививок в соответствии с национальным календарем прививок;
-наличие у всех сотрудников справки о наличии (отсутствии) судимости;
-наличие в лагере заместителя руководителя по вопросам безопасности;
-наличие паспорта организации отдыха детей и их оздоровления;
-наличие заключенного действующего договора с частной охранной организацией по обеспечению безопасности стационарных организаций отдыха детей.
- II. Основные документы, которые должны иметь при себе дети при заезде в организацию отдыха детей и их оздоровления:
– ксерокопия свидетельства о рождении или паспорт;
– медицинская справка для отъезжающего в лагерь (форма № 079/у) или санаторно-курортная карта для детей и подростков (форма № 076/у);
– ксерокопия страхового полиса обязательного медицинского страхования;
– результаты анализов на яйца глист и энтеробиоз (если в организации отдыха детей и их оздоровления есть плавательный бассейн);
– справка о прививках (прививочный сертификат), с отметкой о прививке от клещевого вирусного энцефалита (отметка о медицинском отводе);
– справка об эпидемическом окружении (действительна в течение 3 суток);
– информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенные в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи.
Ш. Основные требования по обеспечению безопасности детей на воде при организации купания в загородных оздоровительных организациях
– наличие акта о выполнении водолазного обследования (очистка дна акватории на глубинах до 2 метров в границах заплыва);
– наличие положительного письменного заключения о санитарно-эпидемиологическом состоянии территории пляжа и воды на акватории пляжа;
– наличие акта о техническом освидетельствовании пляжа с заключением о соответствии пляжа требованиям безопасности на воде и годности к эксплуатации;
– наличие (на период купального сезона) развернутого на пляже спасательного поста с организованным дежурством спасателей, оснащенного необходимыми плавательными средствами, оборудованием, снаряжением.
– наличие на участке ограждающего забора или линии из поплавков, закрепленных на тросах;
– наличие в местах, разрешенных для купания детям в возрасте 12 лет и более, с глубинами до 1,3 метра ограждающих буйков, расположенных на расстоянии 25 – 30 метров один от другого;
– наличие на расстоянии трех метров от уреза водного объекта с интервалом через каждые 25 метров стоек с вывешенными на них спасательными кругами и другими спасательными средствами;
– наличие на территории организации отдыха детей и их оздоровления стенда с выдержками из Правил охраны жизни людей на водных объектах Кемеровской области, материалами по профилактике несчастных случаев, данными о температуре воды и воздуха, силе и направлении ветра;
– наличие во время купания детей на территории пляжа медицинского пункта, навесов для защиты от солнца;
– наличие выделенной границы участка, отведенного для купания отряда (группы), обозначенной вдоль береговой линии флажками;
– наличие в организациях отдыха детей и их оздоровления приказов о назначении ответственного за организацию безопасного купания детей, ответственного за техническое состояние и санитарное освидетельствование пляжа, проводимое ежегодно перед началом купального сезона, ответственного медицинского работника за ежедневное проведение осмотра санитарного состояния береговой полосы пляжа и замера температуры воды с отметкой результатов осмотра и замеров в специальном журнале с заключением о разрешении или запрещении купания детей в зависимости от результатов осмотра;
– наличие у лица, назначенного на должность инструктора по плаванию и спасателя, соответствующей подготовки, подтверждаемой документами установленного в Российской Федерации образца и дающими право на данный вид деятельности;
– наличие в организациях отдыха детей и их оздоровления инструкций и приказов для сотрудников оздоровительных организаций о действиях в случаях чрезвычайной ситуации на воде.
- IV. Основные требования по обеспечению безопасности детей при организации питания (в соответствии с СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей»):
– наличие централизованной подводки холодной и горячей воды на пищеблоке с разводкой к местам пользования;
– наличие на пищеблоке необходимого набора помещений в соответствии с действующим санитарным законодательством;
– наличие в соответствии с действующим санитарным законодательством необходимого технологического, холодильного оборудования, инвентаря, посуды;
– наличие в столовой раковин для мытья рук, умывальников. При отсутствии электрополотенец дети должны быть обеспечены индивидуальными полотенцами или полотенцами разового использования;
– наличие утвержденного 10-дневного цикличного меню с технологическими картами;
– наличие ежедневной суточной пробы готовой пищи и обеспечение ее хранения в течение 48 часов;
– наличие журнала ежедневного осмотра медработником сотрудников пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний;
– наличие на пищеблоке памяток о соблюдении правил мытья и обработки посуды, инвентаря, оборудования, помещений пищеблока (пункта питания);
– наличие маркировки и специально отведенных мест для хранения уборочного инвентарь;
– наличие индивидуальных шкафов у работников пищеблока для хранения личной и рабочей одежды, расположенных в комнате для персонала;
– наличие постоянного контроля за качеством поступающих продуктов, сроком их реализации и условиями хранения готовых блюд и кулинарных изделий, в том числе посредством организации производственного контроля с проведением лабораторных исследований готовых блюд и кулинарных изделий по микробиологическим показателям безопасности;
– наличие и своевременное заполнение необходимой регистрационной документации на пищеблоке;
– наличие при приеме документов, подтверждающих их качество и безопасность, при наличии полной информации на ярлыках-этикетках, предусмотренной законодательством;
– наличие маркированной тары для транспортировки продуктов;
– наличие у сотрудников пищеблока должностных инструкций;
– транспортирование сырья, пищевых продуктов должно осуществляться специальным, чистым специализированным транспортом, на который имеется санитарный паспорт, с соблюдением условий транспортировки, предусмотренных изготовителем (в том числе температурного режима), товарного соседства;
– организация питьевого режима детей и персонала питьевой водой надлежащего качества;
– проведение идентификации поступающего продовольственного сырья и пищевых продуктов;
– исключение поставок, использования продуктов и приготовления блюд, способных оказывать, раздражающее действие на слизистую оболочку органов пищеварения детей, а также продуктов, запрещенных к использованию и приготовлению в организациях отдыха детей и их оздоровления;
– соблюдение режима питания (кратность приема пищи, распределение калорийности по приемам пищи, интервалы между приемами пищи);
– исключение организации розничной торговли продовольственными товарами на территории летних оздоровительных организаций, получения детьми продуктов от родителей;
– неукоснительное соблюдение технологической (кулинарной) обработки продуктов, обеспечивающей высокие вкусовые качества, безопасность кулинарной продукции, сохранность пищевой ценности всех продуктов, диетическую направленность;
– наличие достаточного запаса моющих и дезинфицирующих средств, предназначенных для мытья посуды, оборудования, инвентаря, помещений пищеблока (пункта питание);
– своевременное удаление пищевых отходов.
- V. Основные требования по организации мероприятий по предупреждению травматизма и несчастных случаев с детьми во время летнего отдыха:
– наличие инструктажей по всем видам деятельности с сотрудниками и детьми, соблюдению распорядка дня и установленных правил санитарной гигиены, техники безопасности, пребывания детей у водоёмов и в лесу, по порядку эвакуации детей на случай пожара и стихийных бедствий;
– наличие инструкций о запрете пребывания и проживания посторонних лиц на территории лагеря;
– наличие при отправке группы детей в экскурсионную, туристическую поездку, в экспедицию питания, снаряжения, инструментов, сигнальных средств в соответствии с условиями районов, маршрутом и местом дислокации;
– наличие инструкции о незамедлительной передаче информации о чрезвычайной ситуации согласно утвержденным регламентам.
- VI. Основные требования по обеспечению безопасности детей во время проведения туристических походов, экспедиций:
– перед проведением похода рассмотреть и утвердить план, маршрут и смету путешествия с изданием приказа, в котором необходимо указать маршрут и сроки проведения похода, экспедиции, список участников, назначить руководителя и заместителя руководителя похода, экспедиции;
– проведение похода, экспедиции допускается только при наличии зарегистрированной маршрутной книжки с указанием поисковой аварийно-спасательной службы (ПАСО) для регистрации перед выходом на маршрут;
– при планировании и организации питания детских групп в походах и экспедициях необходимо руководствоваться «Примерным перечнем продуктов питания, рекомендуемых при составлении суточного рациона юного туриста в походах и путешествиях», указанных в приложении к письму Министерства образования РФ от 11 января 1993 №9/32-Ф с условием обязательного согласования ассортимента продуктового набора и питьевого режима с органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
– обеспечить комплектование группы с учетом интересов, туристической квалификации, физической и технической подготовленности воспитанников, проверить отсутствие у участников похода медицинских противопоказаний для занятий активным отдыхом, участия в походах, экспедициях;
– провести с участниками похода, экспедиции, с регистрацией в специальном журнале, инструктаж по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев;
– организовать всестороннюю подготовку участников похода, проверку наличия необходимых знаний и навыков, обеспечивающих безопасность, в том числе умение плавать, оказывать доврачебную помощь;
– организовать подготовку и подбор необходимого снаряжения и продуктов питания, медицинской аптечки;
– обеспечить наличие и работу средств связи (мобильные телефоны, радиостанции и т.д.), позволяющих поддерживать связь с учреждением, организующим поход, экспедицию, спасательной службой в течение всего маршрута;
– перед выходом на маршрут информировать поисковую аварийно-спасательную служб (ПАСО).
– обеспечить обязательное участие медицинского работника в подготовке туристических походов (осмотр детей, проверка одежды, обуви, наличия головных уборов, санитарной сумки);
– при использовании во время туристических походов плавсредств, они должны быть предварительно технически освидетельствованы госинспектором ГИМС на годность к безопасной эксплуатации с определением обязательных норм снабжения для конкретного плавсредства спасательным, сигнальным и иным оборудованием, а так же средствами связи для обеспечения устойчивой передачи информации;
– при проведении туристического похода движение на плавсредствах в ночное время запрещается. Плавсредства участников туристического похода должны следовать за пределами судового хода, а также не создавать помех движению маломерных и иных судов;
– при использовании во время туристических походов плавсредств организаторы туристического похода обеспечивают:
– наличие не менее одного взрослого ответственного лица в расчете на десять детей и не менее двоих взрослых ответственных лиц на группу детей;
– нахождение детей на плавсредствах в спасательных жилетах;
– оснащение каждого плавсредства сигнальными ракетами красного цвета в количестве не менее десяти штук.
– в случае нарушения группой на маршруте контрольных сроков руководителю группы необходимо обеспечить оповещение администрации учреждения, проводящего путешествие, незамедлительно связаться с ближайшим спасательным подразделением, туристскими организациями для выяснения местонахождения группы и оказания ей необходимой помощи.