Событие впервые отметили 15 марта 1983 года. Дата праздника имеет символическое значение. Она приурочена ко дню выступления Джона Кеннеди в Конгрессе США в 1962 году. В своей речи президент провозгласил базовые принципы прав потребителя.
Всемирный день прав потребителей, проводится под эгидой Организации Объединенных Наций, в России отмечается ежегодно, начиная с 1994 года.
Именно он помогает нам вспомнить о том, что все мы имеем право на безопасность, правдивую информацию, свободу выбора и право быть услышанным. Зная об этом шансов получить некачественную услугу гораздо меньше. Ведь если и продавец, и покупатель будут помнить свои права и обязанности, спорные вопросы будут решаться бесконфликтно, или хотя бы проще. В этот день во многих странах, в том числе и в РФ проводятся мероприятия, направленные на правовую и образовательную помощь. И это очень здорово.
По традиции Международная Федерация потребительских организаций – Consumers International (CI) каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей, отмечаемого 15 марта.
В 2018 году CI предложил в качестве девиза слоган «Making digital marketplaces fairer» – «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».
Таким образом, темой для обсуждения станут покупки товаров в сети Интернет, а также оплата услуг онлайн, настройки автоплатежей на оплату услуг ЖКХ, мобильной связи, Интернета и т.д. У потребителей будет повод задуматься, сделать более взвешенными свои действия, связанные с оплатой товаров и услуг онлайн.
При этом особое внимание необходимо уделять праву потребителей на получение четкой и ясной информации, чтобы они могли принимать обоснованные решения относительно покупки и использования Интернет – ресурсов. Потребителю должно быть понятно, кто именно несёт ответственность в каждой точке цепи поставки товара и в дальнейшем в течение всего срока его использования.
Доверие и безопасность потребителей – залог успеха цифровой экономики.